©    Entomology Info  2000-2007

©    2006-2007,    Александр Бенедиктов

Стереоскопическая фотография

Стереофотография    Стереомакрофотография    Стереосканография

Стереопары для параллельного метода просмотра: левое фото для левого, правое для правого глаза, соответственно


[ Церковь на Воробьевых Горах ] [ Новая церковь в Теплом Стане ]
[ Музей военной техники на Поклонной Горе ]
[ Фонтан МГУ ] [ Левая скульптура у ДК МГУ ] [ Правая скульптура у ДК МГУ ]

Такого наслаждения от фотографии, как от самого процесса, так и от итогового результата, я не получал очень давно. Причем от фотографии НЕ цифровой и НЕ цветной: аналоговой, на черно-белую негативную пленку, со всем собственноручным процессом ее обработки. Вот только печать на бумагу по ряду причин пришлось проводить на принтере. Однако обо всем по порядку.

Последний раз я проявлял и печатал фотографии на бумаге более 10 лет назад, на курсовой и дипломной, когда необходимо было получить осциллограммы сигналов насекомых с осциллографа. В моем распоряжении были просроченные фотоматериалы, что в итоге сводилось к серым с вуалью негативам и таким же серым отпечаткам. От всего процесса впечатление осталось такое же, серое.

Год назад, абсолютно случайно, никогда ранее не занимавшись стереофотографией, я наткнулся в интернете на анаглифические изображения. Соорудив из имеющихся в моем распоряжении фотографических светофильтров очки для просмотра, я был настолько поражен увиденным, что решил попробовать изготовить стереофото самостоятельно.

Наиболее доступным стереофотоаппаратом оказался среднеформатный "Спутник" (подробнее об этой камере и методах ее модификации можно узнать из нашего исследования, размещенного также на сайте "Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения" - PDF; 1.3 Мб), который и был мной куплен. И сразу встал вопрос: на какую пленку снимать? В продаже были пленки дорогие (например, Ilford) и дешевые (Свема, Foma, Forte и т.п.). Пробовать камеру решил на дешевых пленках. И тут вспомнился результат 10-летней давности - основа пленки после высыхания скручивалась в рулон так, что распрямить ее можно было только приложив усилие, а сам негатив получался с вуалью. Я сначала разочаровался, списав это на некачественную фотокамеру, да и вообще на "пленочную технику", которая (как многие думают) "не чета цифровой". Но решил попробовать дорогую пленку и купил катушку Ilford 100 Delta Plus. Когда после фиксажа пленка была извлечена на свет, сердце мое бешено заколотилось. Скажу честно, таких негативов по качеству я не получал никогда, ни на Свеме, ни на какой другой пленке бывшего советского лагеря. Здесь присутствовали все градации серого, а также абсолютно прозрачная без вуали подложка. Причем обработка велась в наших, отечественных реактивах - проявитель Д-76d Тасма и нейтральный фиксаж. После высыхания пленка осталась абсолютно горизонтально ровной.

Попытки фотопечати обычным методом не удовлетворили меня по ряду причин, главной из которых была пыль, царапины и другие артефакты, получавшиеся на разных кадрах по-разному. Если для простой фотографии иногда это не столь актуально, то для стереофотографии, когда каждый глаз видит только свое изображение, присутствие артефакта в одном из кадров - вещь весьма раздражающая. Сразу начинаешь искать отличия двух изображений, забывая про главное, про ощущение объема.

При желании анаглифическое псевдостереофото можно получить из простой фотографии компьютерным способом, однако, пространственность будет не естественная.

Для просмотра необходимы анаглифические очки.

В связи с этим пришлось прибегнуть к современному, цифровому методу: сканированию негативов с последующей их обработкой в графическом редакторе и распечаткой на фотопринтере. Вкратце суть процесса сводится к следующему. Сканируется негатив стереопары (для среднего формата пленки вполне хватило разрешения 600 dpi), предварительно очищенный от пыли воздухом из резиновой груши или мягкой кисточкой. В графическом редакторе убираются точки, пылинки и т.п. артефакты, мешающие восприятию изображения. Кадры меняются местами - левый кадр должен быть справа, а правый - слева. Это связано с тем, что при фотосъемки получается перевернутое изображение.

Для распечатки я использовал сублимационный фотопринтер Canon Selphy CP400. Так как для просмотра фотографий в стереоскоп каждый кадр должен иметь размер 55х55 мм, в настройках печати на бумагу 10х15 см (формат открытки) пришлось выставить поля слева и справа по 15 мм, а сверху - 30 мм, что как раз обеспечило необходимый размер и местоположение изображения под штатный стереоскоп Спутника. Распечатав стереопару, довольно часто обнаруживалось, что не все артефакты удалось устранить. Тогда вновь приходилось проводить компьютерную правку изображения, глядя то в стереоскоп, то на экран монитора, и новую печать. Перед окончательной печатью для придания вида "под старину" я применял сепию. Согласитесь, что достичь такого при обычном, аналоговом способе печати, просто невозможно.

Если возиться с проявкой пленки нет никакого желания, а, кроме того хочется иметь цветные стереопары, никто не мешает использовать широкую позитивную пленку (слайд), например, Fuji Provia, после отдав ее на обработку в минилаб. А процесс печати возможно осуществить и дома на том же принтере.

Многочисленные описания способов просмотра стереопар и анаглифических изображений можно легко найти в интернете.

В заключение хочу поблагодарить профессора кафедры энтомологии МГУ С.Ю. Чайку за помощь в приобретении фотоматериалов.

29 декабря 2006 года.

Стереофотография с одним фотоаппаратом

При отсутствии стереокамеры стереопары возможно получать при наличии одного фотоаппарата. Существует несколько приемов, освещенных в литературе (некоторые источники размещены в электронном виде на нашем сайте). Однако все они имеют ограничение - объект съемки должен быть по возможности статическим. Это обусловлено тем, что кадры делаются не одновременно, а с небольшим перерывом на смещение камеры на необходимый базис. Ниже представлена стереопара, полученная с интервалом между кадрами в 1 мин. во время которого она была смещена на несколько сантиметров правее. Съемка с рук, без штатива.

Стереопара, полученная поочередной съемкой одного и того же объекта со смещением в несколько сантиметров.

Россия, Москва, Тропаревский парк, 11 января 2007, +8 С. Фото: А. Бенедиктов (Nikon Coolpix 4300 + Nikon SL-1).

12 января 2007 года.


Опубликовано 29 декабря 2006 года

Дополнено 12 января 2007 года

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

©    Entomology Info 2000-2006

Hosted by uCoz