© Entomology Info 2000-2007© 2006-2007, Александр БенедиктовСтереоскопическая фотографияСтереофотография Стереомакрофотография СтереосканографияСтереопары для параллельного метода просмотра: левое фото для левого, правое для правого глаза, соответственно
[ Церковь на Воробьевых Горах ]
[ Новая церковь в Теплом Стане ]
| ||
Такого наслаждения от фотографии, как от самого процесса, так и от итогового результата, я не получал очень давно. Причем от фотографии НЕ цифровой и НЕ цветной: аналоговой, на черно-белую негативную пленку, со всем собственноручным процессом ее обработки. Вот только печать на бумагу по ряду причин пришлось проводить на принтере. Однако обо всем по порядку. Последний раз я проявлял и печатал фотографии на бумаге более 10 лет назад, на курсовой и дипломной, когда необходимо было получить осциллограммы сигналов насекомых с осциллографа. В моем распоряжении были просроченные фотоматериалы, что в итоге сводилось к серым с вуалью негативам и таким же серым отпечаткам. От всего процесса впечатление осталось такое же, серое. |
||
Год назад, абсолютно случайно, никогда ранее не занимавшись стереофотографией, я наткнулся в интернете на анаглифические изображения. Соорудив из имеющихся в моем распоряжении фотографических светофильтров очки для просмотра, я был настолько поражен увиденным, что решил попробовать изготовить стереофото самостоятельно. Наиболее доступным стереофотоаппаратом оказался среднеформатный "Спутник" (подробнее об этой камере и методах ее модификации можно узнать из нашего исследования, размещенного также на сайте "Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения" - PDF; 1.3 Мб), который и был мной куплен. И сразу встал вопрос: на какую пленку снимать? В продаже были пленки дорогие (например, Ilford) и дешевые (Свема, Foma, Forte и т.п.). Пробовать камеру решил на дешевых пленках. И тут вспомнился результат 10-летней давности - основа пленки после высыхания скручивалась в рулон так, что распрямить ее можно было только приложив усилие, а сам негатив получался с вуалью. Я сначала разочаровался, списав это на некачественную фотокамеру, да и вообще на "пленочную технику", которая (как многие думают) "не чета цифровой". Но решил попробовать дорогую пленку и купил катушку Ilford 100 Delta Plus. Когда после фиксажа пленка была извлечена на свет, сердце мое бешено заколотилось. Скажу честно, таких негативов по качеству я не получал никогда, ни на Свеме, ни на какой другой пленке бывшего советского лагеря. Здесь присутствовали все градации серого, а также абсолютно прозрачная без вуали подложка. Причем обработка велась в наших, отечественных реактивах - проявитель Д-76d Тасма и нейтральный фиксаж. После высыхания пленка осталась абсолютно горизонтально ровной. Попытки фотопечати обычным методом не удовлетворили меня по ряду причин, главной из которых была пыль, царапины и другие артефакты, получавшиеся на разных кадрах по-разному. Если для простой фотографии иногда это не столь актуально, то для стереофотографии, когда каждый глаз видит только свое изображение, присутствие артефакта в одном из кадров - вещь весьма раздражающая. Сразу начинаешь искать отличия двух изображений, забывая про главное, про ощущение объема. |
При желании анаглифическое псевдостереофото можно получить из простой фотографии компьютерным способом, однако, пространственность будет не естественная. Для просмотра необходимы анаглифические очки. |
|
В связи с этим пришлось прибегнуть к современному, цифровому методу: сканированию негативов с последующей их обработкой в графическом редакторе и распечаткой на фотопринтере. Вкратце суть процесса сводится к следующему. Сканируется негатив стереопары (для среднего формата пленки вполне хватило разрешения 600 dpi), предварительно очищенный от пыли воздухом из резиновой груши или мягкой кисточкой. В графическом редакторе убираются точки, пылинки и т.п. артефакты, мешающие восприятию изображения. Кадры меняются местами - левый кадр должен быть справа, а правый - слева. Это связано с тем, что при фотосъемки получается перевернутое изображение. Для распечатки я использовал сублимационный фотопринтер Canon Selphy CP400. Так как для просмотра фотографий в стереоскоп каждый кадр должен иметь размер 55х55 мм, в настройках печати на бумагу 10х15 см (формат открытки) пришлось выставить поля слева и справа по 15 мм, а сверху - 30 мм, что как раз обеспечило необходимый размер и местоположение изображения под штатный стереоскоп Спутника. Распечатав стереопару, довольно часто обнаруживалось, что не все артефакты удалось устранить. Тогда вновь приходилось проводить компьютерную правку изображения, глядя то в стереоскоп, то на экран монитора, и новую печать. Перед окончательной печатью для придания вида "под старину" я применял сепию. Согласитесь, что достичь такого при обычном, аналоговом способе печати, просто невозможно. Если возиться с проявкой пленки нет никакого желания, а, кроме того хочется иметь цветные стереопары, никто не мешает использовать широкую позитивную пленку (слайд), например, Fuji Provia, после отдав ее на обработку в минилаб. А процесс печати возможно осуществить и дома на том же принтере. Многочисленные описания способов просмотра стереопар и анаглифических изображений можно легко найти в интернете. В заключение хочу поблагодарить профессора кафедры энтомологии МГУ С.Ю. Чайку за помощь в приобретении фотоматериалов.
29 декабря 2006 года. Стереофотография с одним фотоаппаратомПри отсутствии стереокамеры стереопары возможно получать при наличии одного фотоаппарата. Существует несколько приемов, освещенных в литературе (некоторые источники размещены в электронном виде на нашем сайте). Однако все они имеют ограничение - объект съемки должен быть по возможности статическим. Это обусловлено тем, что кадры делаются не одновременно, а с небольшим перерывом на смещение камеры на необходимый базис. Ниже представлена стереопара, полученная с интервалом между кадрами в 1 мин. во время которого она была смещена на несколько сантиметров правее. Съемка с рук, без штатива. Стереопара, полученная поочередной съемкой одного и того же объекта со смещением в несколько сантиметров. Россия, Москва, Тропаревский парк,
11 января 2007, +8 С. Фото: А. Бенедиктов (Nikon Coolpix
4300 + Nikon SL-1).
12 января 2007 года.
|
||
|